Консультации для педагогов





Консультация для педагогов 
"Агрессивность в дошкольном возрасте"

Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят друг друга, причиняют боль и страдания своим близким. Хотя чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя жестоко или агрессивно, наше поведение оказывается источником физических и духовных страданий наших близких.
Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушения поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве человека. Поэтому проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Агрессивное поведение ребенка раздражает взрослого человека. У таких детей часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом, потому, что , если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствует выживанию. Поэтому взрослый человек (родитель, педагог, законный представитель ребенка) должны знать ключевые аспекты, играющие важную роль в возникновении у ребенка психологических проблем - эмоциональных и поведенческих.
Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии.
Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, презрения, злости. Волевой компонент - целеустремленность, решительность, инициативность. Все эти компоненты связаны с физиологическими свойствами личности - темпераментом, экстраверсией и пр.
По форме агрессивные действия могут быть самыми разными. Сюда включаются: детские шалости, игры, подростковые споры, конфликты и драки. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие: сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, недостаточное развитие самоконтроля, повышенная возбудимость нервной системы.
Агрессивное поведение, уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь и косвенные формы. 
Вербальная агрессия.
Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозу сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб. ("А Артем не убрал за собой посуду", "А Таня меня ударила" и тд.
Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого
Физическая агрессия.
Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого - либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия.
Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. 
Разумеется, об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям. Необходимо выявить ее мотивы и сопутствующие ей переживания, что необходимо как для своевременного явления, так и для разработки коррекционных программ.
Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников: первый - семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать ее закрепление. Во - вторых, агрессии они обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И ,наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнений тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению агрессивности детей.
Для большинства детей семья является главным источником живых примеров агрессивного поведения. Постоянная агрессия деформирует семью, ребенок теряет в ней чувство безопасности и защищенности. Дети внимательно наблюдают за взаимоотношениями родителей, перенимают их агрессивное поведение. Семьи агрессивных детей имеют свои особенности, присущие только им.
Особенности семей агрессивных детей.
1. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.
2. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.
Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми, и анализируя характерологические особенности этих детей, предлагается 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу.
1. Консультационная работа с родителями и педагогами направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.
2. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом.
3. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.
4. Снижение уровня личностной тревожности.
5. Развитие позитивной самооценки.
На первых этапах рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. 
Упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способом разрядки гнева и агрессии.
1. Комкать и рвать бумагу.
2. Топать ногами.
3. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
4. Втирать пластилин в картонку или бумагу.
5. Посчитать до десяти
6. Вода хорошо снимает агрессию.
Релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревоги.
У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица и шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Например упражнение "Апельсин"
Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак о очень сильно напряжена 8 - 10 сек)
"Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая..., мягкая..., отдыхает... ."
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом можно менять фрукты), если если упражнение выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточно одного раза (с левой и правой рукой).
Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка, чтобы коррекционная работа носила системный характер. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка.


Организация предметно - развивающей среды в ДОУ в связи с введением ФГОС

В настоящее время, в связи с введением Федерального Государственного Образовательного
Стандарта, перед педагогами ДОУ остро встает вопрос об организации предметно – развивающей среды согласно новым требованиям.
Под термином «предметно – развивающая среда» следует понимать систему условий, обеспечивающую всю полноту развития личности ребенка и его деятельности: естественная комфортная обстановка, насыщенная разнообразными игровыми материалами и предметами. Она включает в себя ряд важнейших компонентов, необходимых для полноценного эстетического, физического, социального и познавательного развития детей. Предметно - окружающая среда рассматривается педагогами как возможность всестороннего развития индивидуальности ребенка с учетом его интересов, склонностей и уровня активности. Поэтому воспитатель должен суметь правильно и грамотно создать необходимую предметную среду, которая создавала бы условия для всестороннего развития воспитанников.
Многие современные педагоги считают, что организация предметно – развивающей среды должна строиться в соответствии с развитием интересов и потребностей детей на разных возрастных этапах. Только в правильно организованной, насыщенной разнообразными игрушками, наглядными материалами, играми, дидактическими пособиями предметно – развивающей среде возможно активное коммуникативно-речевое и познавательно-творческое развитие детей.
Предметно – развивающая среда, согласно новым требованиям, обязана максимально раскрыть образовательный и творческий потенциал каждого воспитанника, а также быть максимально доступной для каждого ребенка.
Развивающая среда в ДОУ строится с целью наилучшего развития индивидуальности
воспитанников с учётом их интересов, склонностей, уровня активности. Нам, педагогам, важно добавить в развивающую среду те необходимые элементы, которые стимулировали бы
двигательную, эмоциональную, творческую, познавательную деятельность всех воспитанников.
По нашему мнению, предметно-развивающая среда согласно новым требованиям должна
организовываться с учетом того, чтобы каждый воспитанник мог заниматься своим увлечением. Оборудования должно размещаться в специальных центрах развития, что позволит детям объединиться небольшими группами по общим интересам: рисование, лепка, ручной труд, конструирование, настольные игры и т.п. Неотъемлемой частью оборудования должны быть технические игрушки, развивающие (дидактические) игры, широкий выбор природных материалов для экспериментирования, изучения, коллекционирования.
Немаловажное значение стоить уделить материалам, учитывающим интересы девочек и мальчиков игре и труде. С целью развития игрового замысла девочкам необходимы
разнообразные украшения, бижутерия, женская одежда, банты, кружевные накидки, зонтики,
сумочки и т. д; мальчикам понадобятся всевозможные машинки, детали военной формы, техники и т.п.
В группах старшего дошкольного возраста важно иметь разнообразные материалы, активизирующие интерес детей к чтению: слова, печатные буквы, таблицы, дидактические игры с буквами, ребусами и материалами, отражающими школьную тематику: школьные принадлежности, картинки, отображающие школьную жизнь, фотографии школьников, всевозможные атрибуты для сюжетно – ролевых игр в школу.
Немаловажными в жизни дошкольников являются те материалы, которые стимулировали бы
познавательный интерес детей. Сюда можно отнести и детские энциклопедии, и красочные
издания о растительном и животном мире планеты, детские журналы, проспекты, альбомы.
Насыщенная образовательная и предметно – развивающая среда станет фундаментом для
организации содержательной и увлекательной жизни и развития ребенка. Именно она заложит
основы формирования личности и выступит в роли источника знаний социального опыта ребенка.
Безопасность жизни, сохранение и укрепление здоровья детей - главные условия, опираясь на
которые воспитатели должны организовывать развивающую среду. Педагогам необходимо
помнить, что создавая предметную среду важно учитывать психологические особенности
возрастной группы, на которую ориентирована данная развивающая среда, а также основы
взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса





Комментариев нет:

Отправить комментарий